Купить решения «Лаборатории Касперского»
в интернет-магазине Kaspersky-Security.ru |
«Мандалорец» c точки зрения информационной безопасности
Давным-давно, в далекой-далекой галактике, одинокий мандалорский воин страдал от ошибок в обеспечении кибербезопасности. Причем как своих, так и чужих.
Империя повержена (не совсем). Власть в руках Новой Республики (тоже не вполне). В результате галактика окончательно приняла вид коктейля из киберпанка и вестерна. Мы решили посмотреть, как в эти смутные времена обстояли дела с информационной безопасностью.
Приватность
Первым делом следует сказать пару слов о приватности. Вот эта пара слов: ее нет. Каждый охотник за головами теперь получает устройство под названием трек-брелок (tracking fob), которое позволяет выследить цель. По всей видимости, оно не работает в открытом космосе, однако на планете четко показывает направление на цель. Какая технология стоит за этим устройством — непонятно.
Вживляется ли в цель маячок? Это объяснение кажется разумным при охоте на сбежавших преступников. Но кто и когда вживил маячок в ребенка расы Йоды? И почему никто не догадывается удалить или хотя бы заглушить этот маячок? Если нет, то по каким параметрам следящее устройство наводится на цель? По какой-то биологической сигнатуре? Как бы то ни было, если кто-то способен изготовить такой брелок для отслеживания любого живого существа, то ни о какой приватности говорить не приходится.
Дополнительным подтверждением этого факта служит устройство оптического прицела на винтовке мандалорца — с его помощью он видит тепловое излучение через стены домов, а также может слышать разговор людей (хоть и с помехами).
Корабль Razor Сrest
Дин Джарин, большую часть фильма именуемый просто «Мандалорцем», летает на достаточно старом имперском патрульном корабле под названием Razor Crest. На корабле невооруженным взглядом заметны проблемы с безопасностью.
Во-первых, шкаф с оружием закрывается на некий электронный замок, но открыть его может любой проходящий мимо человек. Как минимум дважды персонажи, которых сложно заподозрить в каких-то навыках хакера или взломщика, открывали этот шкаф, потыкав в кнопки. Судя по всему, по принципу старого домофона (некоторые кнопки изнашиваются от использования, что позволяет подобрать код). То есть тут мы имеем недостаточно надежный и, вероятно, давно не изменявшийся пароль.
Во-вторых, в бортовом компьютере хранятся записи голографических сообщений. Причем хранятся без особой защиты. Дроид Зеро натыкается на одну из них просто при беглом анализе систем корабля, не предпринимая особых усилий для взлома.
Конечно, и шкаф, и система связи находятся на борту. И их слабая защищенность могла бы компенсироваться безопасностью корабля. Но нет — мандалорец постоянно бросает корабль вообще не закрытым и регулярно натыкается на засаду внутри. То есть доступ к шкафу и записям, в теории, может получить кто угодно.
Дроид IG-11
У дроида-убийцы, работающего охотником за головами, имплементирована интересная защитная технология — система самоуничтожения. При возникновении опасности он заявляет: «Согласно протоколу производителя, я не должен быть захвачен. Нужно самоуничтожиться», после чего начинает обратный отсчет. Казалось бы, замечательная функция.
Вот только она не работает. Если уж производитель задумался о необходимости такой системы, то логичнее всего было бы сделать ее независимой от операционной системы. Ведь достаточно повредить мозги робота, и его можно будет захватить. Собственно, практически так все и происходит. Мандалорец стреляет в голову IG-11, и он просто отключается. После чего его подбирает Куилл и перепрограммирует. То есть идея с самоуничтожением хорошая, а реализация — не очень.
Отдельных вопросов достойна сама возможность перепрограммировать дроида. Но тут IG-11 не уникален. Мы уже писали, что дроидов, как и другие устройства Интернета вещей, логичнее делать на безопасной операционной системе, которая в принципе не допускала бы никаких изменений, не предусмотренных разработчиками.
Тюремный транспорт Новой Республики
В одном из эпизодов Дин Джарин подписывается на освобождение заключенного, которого перевозят на тюремном транспорте. План такой: Razor Crest совершает серию маневров, чтобы подобраться близко к кораблю, глушит какой-то код, маскирует свой сигнал и стыкуется, после чего команда высаживается на борт, находит комнату управления, узнает номер камеры, взламывает ее и освобождает цель.
Допустим, благодаря каким-то конструкционным особенностям старый корабль Мандалорца действительно может незаметно приблизиться к транспорту повстанцев. Допустим, дроид Зеро знает, как заглушить и замаскировать сигнал, чтобы системы транспорта не знали о состыкованном постороннем объекте. Допустим, он действительно умеет проникать в систему безопасности (хотя сама возможность подключения к этой системе извне кажется безумной). Допустим, благодаря этому система безопасности не поднимает тревоги при взломе наружного люка, а когда из-за стычки с охранными дроидами тревога все-таки поднята — у Зеро получается дезориентировать бойцов подкрепления и направить их в другую точку.
Но почему в камере есть замок, который можно открыть изнутри? И почему это можно сделать обломком руки дроида-охранника, без использования каких-либо электронных систем вообще? И самое главное, почему весь этот дурдом называется «транспортом максимальной безопасности»?! Как у них тогда обстоят дела на менее «безопасных» кораблях?
В этом эпизоде еще есть достаточно сомнительное устройство безопасности в виде приводного маячка, который призывает патруль из нескольких республиканских истребителей. Ну прилетят они, а дальше что? Злоумышленники на борту. Взорвут свой транспорт со всеми заключенными? Или пристыкуются и пойдут воевать? Но по крайней мере это устройство хоть как-то работает.
В сериале еще есть несколько мелких деталей, которые с точки зрения информационной безопасности кажутся провальными. Например, в последнем эпизоде Мандалорец (казалось бы, опытный воин и охотник за головами) общается с Куиллом по открытому каналу связи, в результате чего штурмовики его слышат и перехватывают Куилла. Ну и стандарт мира «Звездных Войн» — электронный замок, который открывается после выстрела.
Короче говоря, давным-давно в далекой-далекой галактике с безопасностью все было очень-очень плохо…
Источник: Лаборатория Касперского
04.05.2020